История лицея
В 1989 году на базе школы №62 была открыта экспериментальная площадка по отработке модели Лицея. У истоков этого эксперимента стояли: ректор Кемеровского государственного университета член-корреспондент РАН, профессор д.х.н. Захаров Ю.А., заведующая кафедрой общей и вузовской педагогики д.п.н. профессор Касаткина Н.Э., директор школы Извекова Л.А.
По решению Главы города Михайлова В.В. было выделено здание по улице Мичурина, куда переехала группа учителей с первым директором Аглушевичем А.В. и лицей приобрёл самостоятельный статус Городского классического лицея в рамках Центра непрерывного образования Кем ГУ, который возглавляла проректор Кем ГУ, д.п.н. профессор Чурекова Т.М. Первым директором лицея стал Аглушевич Александр Владимирович.
По решению Главы города Михайлова В.В. было выделено здание по улице Мичурина, куда переехала группа учителей с первым директором Аглушевичем А.В. и лицей приобрёл самостоятельный статус Городского классического лицея в рамках Центра непрерывного образования Кем ГУ, который возглавляла проректор Кем ГУ, д.п.н. профессор Чурекова Т.М. Первым директором лицея стал Аглушевич Александр Владимирович.
первые учителя лицея
Первые лицейские традиции
Каждая страна имеет свою историю, свои обычаи и традиции. А Лицей – это и есть страна. Здесь свои особые законы жизни. Попадая на территорию данного государства, вы вливаетесь в особую атмосферу, как говорят, - лицейскую. Откуда же пошло это единение оригинальных, умных, эрудированных и талантливых людей? Но главное свойство лицеиста как персоны – это феномен свободы мысли и чувств, бесконечность умственного горизонта. Коллектив Лицея – это незаурядный мощный заряд энергии, направленный в область интеллектуального, покорение ноосферы.
Во всяком случае это касается тех лицеистов, которые стояли у истоков основания Лицея и которых вы опосредованно знаете. Например, слава лицеиста А. Костюковского неоспорима: слова «Лицей, опять звучит Лицей...» актуальны и поныне в этих стенах.
Во всяком случае это касается тех лицеистов, которые стояли у истоков основания Лицея и которых вы опосредованно знаете. Например, слава лицеиста А. Костюковского неоспорима: слова «Лицей, опять звучит Лицей...» актуальны и поныне в этих стенах.
Особой традицией Лицея, которая отличает нас от других учебных заведений, считается тесное взаимодействие учителя и ученика. По свидетельству первых лицеистов, их никогда не покидало ощущение теплоты и заботы со стороны учителей. Ценность этого понимается только спустя годы, так как ни в одном социальном институте вы не встретите такого отношения к личности. Они приходили в Лицей как в свой родной дом, где могли поправить шторки, полить цветы. Операция «Черное пятно», как говорит Андрей Владимирович, была всегда, но ни детям, ни преподавателям не было все равно, как выглядит их дом. Они это пережили изнутри – обустройство Лицея: и картины вместе выбирали, и решали, как он будет выглядеть. Триптих в кабинете Ирины Ивановны – заслуга гуманитариев выпуска 1993 года.
Педагоги и учащиеся вместе «строили» этот дом. И страница первая нашей истории – борьба за здание. Им, первым ученикам, нужен был Лицей, и никто их не заставлял ходить на демонстрации, протестовать, спорить. Ни намека не было. Они занимались общим делом, видимо, образование им было необходимо как воздух. Не забыть второй праздник Дня лицеиста на эту как раз злободневную тему. «Лицей им нужен, а где же зданье себе, скажите, они возьмут? Пусть лучше школа дает им знанья, а то разводят здесь институт», - пел якобы незадачливый противник лицея. Поверьте, таких было много. И мысли Л.И. Чидилян как-то странным образом совпадали с мыслями ее учеников. Нужна была не нудная дидактика, а именно знания и «мозговая разминка». Ни один ВУЗ не научит вас мыслить, любить, развиваться. Поражало то, как было легко учиться в университете и как интересно в Лицее. Спустя некоторое время можно оценить, что умение задуматься над явлением, дойти до сути и нести ответственность за свои поступки прививает эта лицейская атмосфера.
Одной из первых традиций были научные разнообразные практики. Математики, химики и биологи ездили в Подьяково. 14 летних дней отданы науке: вузовские преподаватели вели курсы по профильным дисциплинам, а в заключение – летняя олимпиада. Филологи и историки (Раньше было историко-литературное направление.) отправлялись в археологическую экспедицию. Косоголь. Степь, пекло, «раскрытая» земля – это раскопки под руководством В. Иванчука. Все геометрически правильно, математически выверено. На раскопе – с кисточкой и шпателем, но – упаси боже – пройтись в башмаках – беды не оберетесь. Здесь же поселение чуть ли не скифов. Вот их кострище, вот след от дома, а рядом захоронение младенца. А вечером костер, рассказы и песни. (При желании можно и свой сборник по фольклору издать.) И в полутьме при свете костра – посвящение в археологи. Чудно прекрасная, вся в белом Мисс Археология (Ни один кутюрье не додумался бы соорудить платье из миколента – тонкой белой бумаги – пышное, как будто с фижмами, невесомое и свободное, как веяние ветра.) самолично причащала новоиспеченных служителей Клио.
А общелицейское радио? Первый журналист Лицея – «Г. Забавин» – солидно вещал о насущных проблемах. Даже при рутинной трудотерапии пробивался неукротимый лицейский дух. Ездили и на овощебазу, и облепиху собирали, которая текла по рукам в ненастном ноябре. Договор с плодопитомником существовал как раз для того, чтобы было возможно провести День лицеиста. И сейчас, наверное, это самый главный праздник даже для тех, кто давно покинул родные стены Лицея.
Наверное, сформироваться Лицею помогли и заботливые, неравнодушные родители. Никто не забыл Дни здоровья с участием целых семей. А уж про КВНы, проводимые часто, и говорить нечего: команды учителей и учеников «убивали» этой акцией «змия необразованности», заполняли сознание tabula rasa счастливыми письменами науки и искусства.
Бесспорно, стоит хранить традиции молодой, хотя почти двадцатилетней державы, гордиться званием Лицеист.
Первые лицейские наборы
Переход от школы к лицею начался в 1988-89г.г, изначально дети набирались в 8-ой класс на базе классов 62-й школы, позже стал проводиться городской набор.
Первые лицейские направления:
«А»- Историко-литературное
«Б»- Физико-математическое
«В»- Химико-биологическое.
Позже стали появляться другие направления, некоторые из которых исчезли или изменились в процессе обучения: Филолого-юридический, Турецко-информатический,так же изменилось историко-литературное направление. А теперь, пожалуй, стоит поподробнее рассказать о лицейских факультативах. Начнем с юридического профиля. Юридический профиль образовался в начале 1990-91г.г. Изначально юристов набирали с 10-го класса, кроме того, набор происходил на половину лицей/город. Класс «Г» делился на две подгруппы:
1. Юридическая, ученики, поступающие в эту подгруппу, сдавали лицейские экзамены.
2. Милицейская, подростков, которые хотели обучаться милицейскому делу, набирало МВД.
Следующий профиль - турецкая филология. Это направление в лицее появилось очень интересным и не обычным образом:
Чурекова Татьяна Михайловна за две недели до начала экзаменов в одном из интервью Кузбасской газете упомянула о такой специальности, как турецкая филология. Самое смешное, что директор - Титоров Ю.И узнал об этом профиле из статьи, чему в тот момент был крайне удивлен.
Первые лицейские направления:
«А»- Историко-литературное
«Б»- Физико-математическое
«В»- Химико-биологическое.
Позже стали появляться другие направления, некоторые из которых исчезли или изменились в процессе обучения: Филолого-юридический, Турецко-информатический,так же изменилось историко-литературное направление. А теперь, пожалуй, стоит поподробнее рассказать о лицейских факультативах. Начнем с юридического профиля. Юридический профиль образовался в начале 1990-91г.г. Изначально юристов набирали с 10-го класса, кроме того, набор происходил на половину лицей/город. Класс «Г» делился на две подгруппы:
1. Юридическая, ученики, поступающие в эту подгруппу, сдавали лицейские экзамены.
2. Милицейская, подростков, которые хотели обучаться милицейскому делу, набирало МВД.
Следующий профиль - турецкая филология. Это направление в лицее появилось очень интересным и не обычным образом:
Чурекова Татьяна Михайловна за две недели до начала экзаменов в одном из интервью Кузбасской газете упомянула о такой специальности, как турецкая филология. Самое смешное, что директор - Титоров Ю.И узнал об этом профиле из статьи, чему в тот момент был крайне удивлен.
История одного поступления. 1989 год
Первые годы жизни лицея были безусловно самыми сложными, но и очень интересными. Зарождение лицея произошло в 62 школе, директором которой была Извекова Л.А. Лидия Антоновна умела подбирать коллективы учителей, что очень поспособствовало образованию лицея, так как главной «скрипкой» в создании БЭСШ (базово экспериментальной школы), а позже лицея были учителя. Почему же приняли решение о создании БЭСШ? Многие стали понимать, что уровень развития образования не соответствует современному, понимали, что планку образования нужно поднять. Но стоит отметить и стремление детей к знаниям, они тоже проявляли инициативу в создании эксперементельной школы. Безусловно, и без поддержки университета не обошлось, КЕМГУ сыграл большую роль в создании лицея от истоков и до сих пор. Большое значение в создании лицея сыграла Касаткина Наталья Эмильевна, сотрудник университета.
Да все бы хорошо, если бы не возникло несколько проблем в процессе развития :
Кем нам быть?
Чем нам быть?
Ведь в начале 1990 года у БЭСШ не было определенного названия. И совершенно случайно кто-то предложил давать классическое образование, а школа где дают классическое образование-лицей. Почему же решили пойти именно таким путем? Многим уже давно хотелось уйти от обычного образования, заменить банальную школу чем-то более интересным и необычным, как говориться поменять форму и заполнить содержанием. Но лицей не сразу стал лицеем, ведь только в 1992г. был подписан официальный приказ мэром города Кемерово- Михайловым В.В„ согласно которому БЭСШ получил свое название - лицей.
Так же стоит отметить, что изначально «турки» были объединены с информатиками. Потом дело о создании нового лицейского профиля было решено само собой. Сейчас турецкая филология является одной из подгрупп «А» классов.
Самыми постоянными и почти неизменными являются профили: Физико-математический и химико-биологический, их по праву можно назвать «долгожителями» лицея.
Выживание в лицее. Здание лицея.
Пожалуй, самой большой проблемой первых лет лицейской жизни, была проблема-помещения. Здание, которое дали лицею и в котором мы находимся по сей день- бывший дворец пионеров. Естественно все три этажа дали не сразу. Изначально у лицебя был лишь 3-ий этаж позже добавили 4-ый этаж, а на первом этаже какое-то время находилась Кемеровская Гимнастическая школа. Без приключений естественно не обходилось.
Первое время на 4-ом этаже располагался живой уголок, откуда довольно часто сбегали животные: мыши, евшие мыло на уроках химии и ужик, который профессионально маскировался под компьютерные провода. Да и все бы ничего, если бы не тараканы, которые падали с потолков, ползали по ученикам и учителям, а когда в лицее шел ремонт крыши, начался сезон дождей и лицеисты сидели на уроках с зонтиками.
Корниенко Н.П.